Здравствуйте, купили в салоне новый автомобиль, за месяц использования столкнулись с рядом проблем: не работала задняя фара - дилер заменил, было бракованное лобовое стекло также заменили, просел люк на крыше, подтянули на дилерском сервисе, в следствие этого мы обнаружили, что теперь люк при открытии задевает крышу, обратились повторно и выяснили что просело ребро жёсткости что требует для исправления кузовных работ и замены люка, дилер гарантирует все исправить. Также обнаружено некачественное лакокрасочное покрытие на крыше на стыке. Есть подозрение, что нарушена конструкция сборки, что и повлекло за собой сначала некачественное покрытие лкп, затем проседание ребра жёсткости на крыше и соответственно проседание люка. Дилер не отказывается устранить обнаруженные дефекты, но в целом возникает недоверие к бракованному авто, купленному по полной цене, ведь еще не известно, что скрывает за собой выявленный дефект, в связи с этим возникло желание вернуть либо обменять автомобиль на равноценный новый без дефектов. При покупке автомобиля нами не был подписан акт приёма передачи автомобиля. На данный момент автомобиль был в использовании всего месяц и имеет пробег 1000 км. Подскажите, пожалуйста, имеем ли мы законную возможность обменять автомобиль при таких условиях? Какой алгоритм действий в данной ситуации?
Специалисты юридической клиники НАРХОЗСогласно ст. 13 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на надлежащее качество товара (работы, услуги). В ст. 15 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» сказано, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Ст. 14 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» закрепляет право потребителей в потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Было бы очень хорошо, если автомобиль не был в эксплуатации. В данном случае автомобиль месяц был в эксплуатации и имеет пробег 1000 км.
Статья 17 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» регулирует вопросы срока предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара: если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока. В нашем случае автомобиль имеет гарантийный срок.
В соответствии со ст. 24 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить надлежащее качество товара (работы, услуги); обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Согласно ст. 29 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель, исполнитель) обязан отвечать за качество товара (работы, услуги) в течение установленного гарантийного срока, срока хранения или срока годности.
Согласно ст. 30 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать проведения дополнительной проверки (экспертизы) качества товара. Стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, а также провести проверку (экспертизу) товара за свой счет.
В ст. 15 закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» сказано, что в отношении технически сложного товара и его компонента потребитель вправе потребовать замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо расторжения договора и возврата уплаченных за товар денег только в случае существенного недостатка технически сложного товара. В данном случае для обмена или возврата автомобиля необходимо доказать, что автомобиль имеет заводской брак, выявленные дефекты являются существенными и нарушают нормальную эксплуатацию автомобиля.
Вам необходимо направить продавцу письменную претензию, указать выявленные дефекты и потребовать обмена на новый автомобиль. В случае отказа продавца следует обратиться в местное подразделение Комитета по защите прав потребителей.
Клиницист юридической клиники Елемес Ерасыл