4/1/2024
ID 2724
Вопрос от: Василий

В дилерском центре оплатил 50% за запчасть. Без заключения договора. Пообещали устно, что деталь придет в течение 2-х, максимум трех недель. Пришла позже. Возможно ли отказатьcя от приобретения этой запчасти у дилера?


Договоры, обязательственное право
Защита прав потребителей
Автомобилисты и право
Специалисты юридической клиники КИМЭП
Ответ:
Здравствуйте, Василий!

Исходя из вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:

1.Возможно ли отказаться от приобретенной запчасти?

2.Как следует защитить свои гражданские права?

1.Возможно ли отказаться от приобретенной запчасти?

В соответствии с п.3 ст.440 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее - «ГК РК») если продавец, получивший предварительную оплату, не выполняет свои обязательства по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе требовать передачи оплаченного товара либо возврата суммы предварительной оплаты за товар, который не был передан продавцом. Настоящее обязательство по передаче зап.части было исполнено продавцом. Однако, данное обязательство не было выполнено в срок.

Так, согласно п.1 ст. 277 ГК РК, продавец обязан предоставить товар в установленный срок, который в данном случае составляет 2-3 недели. Так, согласно п.4 ст.440 ГК РК, в случае, когда продавец не исполняет обязанности по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежит уплате неустойка в соответствии со ст. 353 настоящего Кодекса со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему. В связи с тем, что запчасть была поставлена после истечения трехнедельного срока, Вам предоставляется право на взыскание неустойки.

2.Как следует защитить свои гражданские права?

В соответствии с п.6 ст.8Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее - «ГПК РК»), Вы вправе урегулировать спор в досудебном порядке, если это предусмотрено договором для разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.

Следовательно, мы полагаем, что Вам следует написать и направить досудебную претензию продавцу с требованием о выплате неустойки, в соответствии с п.4 ст.440 ГК РК.

Претензия составляется в свободной форме и включает в себя

·изложение сути конфликта,

·указание на совершенное нарушение со стороны ответчика,

·требование об устранении нарушения, а также

·определение срока, в течение которого предлагается предоставить ответ на претензию.

Отправка претензии осуществляется заказным письмом и с использованием других средств коммуникации, которые гарантируют документирование ее получения ответчиком.

В случае, если подрядчик не удовлетворит досудебную претензию, Вы имеете право защитить гражданские права в судебном порядке для признания прав и пресечения действий, нарушающих право.

Согласно со ст.148 ГПК РК, при подаче гражданского иска Вам необходимо подать иск в суд первой инстанции в письменной форме, либо в форме электронного документа.

В заявлении Вы должны указать:

1.наименование суда, в который направлен иск,

2.фамилию, имя и отчество истца,

3.его место жительства, дату и место рождения,

4.наименование представителя и его адрес,

5.номера телефонов, адреса электронной почты истца и его представителя,

6.если истцом является юридическое лицо, то его наименование, место нахождения, БИН и банковские реквизиты.

В иске истец обязан указать наименование ответчика, место его нахождения и иные сведения, если истцу они известны.

Следовательно, мы полагаем, что продавец нарушил обязательство, не доставив Вам зап.часть в срок. Несмотря на невозможность возврата предоплаты, у Вас есть право на подачу досудебной претензии к продавцу о взыскании неустойки. В случае если продавец не ответ на или оставив претензию без удовлетворения, мы рекомендуем Вам разрешить спор в судебном порядке.