5/11/2025
ID 3107
Вопрос от: Кайрат Шалтакбаев

Добрый день! У меня такой вопрос. В прошлом месяце я хотел приобрести новую машину а одном из автосалонов города. Присмотрев одну из них, работники автосалона предложили мне поставить в бронь автомашину, для этого нужно было заплатить сумму в 100тыс.тг. По обстоятельствам у меня не собралась сумма для первоначального взноса, и я решил расторгнуть договор и вернуть уплаченную сумму. Однако менеджер сообщил мне что при расторжении договора уплаченная сумма не возвращается. Хотел узнать законно ли это, т.к. я никаких бумаг что уплачивал сумму не подписывал. Есть лишь квитанция в Каспий что я произвел оплату. Как можно вернуть сумму и что нужно для этого сделать?


Защита прав потребителей
Специалисты юридической клиники КАСПИЙСКИЙ
Ответ:

Здравствуйте, Кайрат Шалтакбаев!

Исходя из представленных Вами данных, мы выделили следующий вопрос:

1) Имеет ли право автосалон удерживать 100 000 тенге, оплаченные Вами в счёт бронирования автомобиля, в отсутствие письменного договора и при отказе от покупки автомобиля?

2) Как можно вернуть сумму и что нужно для этого сделать?

После анализа Вашей ситуации мы пришли к следующим выводам, на которые хотим обратить Ваше внимание:

Во-первых, данная сумма брони может считаться предоплатой (авансом). Предоплата (аванс) в отличие от задатка не является способом обеспечения обязательства, поэтому подлежит возврату если основное обязательство не было исполнено. Удержание средств в таком случае будет считаться незаконным и расцениваться как неосновательное обогащение. Если под суммой брони продавец подразумевал сумму обеспечивающего обязательства, который будет удерживаться в случае неисполнения обязательства (задаток), то есть несколько нарушений:

1) задаток не может существовать без основного обязательства, который в Вашем случае может возникнуть только по договору, который не был заключён;

2) Гражданский Кодекс Республики Казахстан (далее – ГК РК) предусматривает обязательную письменную форму для задатка. В соответствии с пунктом 2 статьи 337, несоблюдение письменной формы соглашения о задатке влечёт её ничтожность. Согласно статье 157 ГК РК, ничтожная сделка является недействительной независимо от такого признания судом, и все полученное по такой сделке подлежит возврату (двусторонняя реституция).

Так как Вы не заключили договор купли-продажи, то и задаток для его обеспечения не мог возникнуть. Даже если договор был заключён в устной форме, то соглашение о задатке должно быть заключено в письменной форме. К совершению сделки в письменной форме приравнивается обмен электронными сообщениями или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления (статья 152 ГК РК).

Задаток должен быть не только письменно оформлен, но и обозначаться как задаток, иначе он должен будет считаться предоплатой (авансом). В противном случае удержание средств будет считаться незаконным, потому что нет оснований ни по закону ни по договору.

Во-вторых, Закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязательный досудебный порядок. В соответствии со статьёй 42-4 Закона «О защите прав потребителей», потребитель, чьи права и законные интересы нарушены, вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытков (ст. 862 ГК РК Неосновательное обогащение). Претензия может быть передана нарочно, направиться в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес был указан продавцом. Продавец обязан в течении 10 календарных дней со дня получения претензии представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Если же ответ отсутствует либо продавец откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, то согласно статье 42-5 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе обратиться с заявлением либо жалобой в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, путем подачи обращения в письменной форме либо посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей. Обращение можно подать через через eotinish.kz, указав Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан. Срок обращения не позднее двух месяцев с момента обращения к продавцу. В обращении нужно приложить все данные, доказательства и ответ продавца (или сослаться на его отсутствие). Комитет по защите прав потребителей рассмотрит обращение и вынесет решение. В случае, если принятое Комитетом по защите прав потребителей решение не дало результата, Вы можете обратиться с иском в суд (в Вашем случае по ст. 862 ГК РК Неосновательное обогащение, ст. 953 ГК РК обязанность вернуть Вам Ваши средства).

Если вам нужна будет дополнительная помощь, то рекомендуем обратиться за помощью к юристу с полным изложением ситуации и предоставлением всех доказательств по произошедшим обстоятельствам.

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Байшваков Ануар