Скажите пожалуйста у меня такая ситуация, я заключила с ИП договор на ремонт балкона под ключ в 2024 г., оплатил 100 % предоплату в размере 750 000 тенге. Срок действия договора 2 месяца. ИП по сей день не закончил работы, я ранее направляла уведомление по почте заказным письмом, ИП его не получило. С этим уведомлением я обратилась в суд, мне заявление вернули по причине того, что я не проделала процедуру по Закону РК "О защите прав потребителей". Сейчас я оформляю претензию, в которой планирую указать условия по возврату 50% от суммы предоплаты, и сумму неустойки в размере 90 000 тенге (с 23 августа по 22 декабря 2024 г. - 120 дней). Теперь я узнаю для того, чтобы применить 0,1% неустойки обязательно следует дождаться решения по базовой ставке Национального банка на сегодняшний день, которое состоится 17 января 2025 г.? В договоре не прописаны условия взыскания неустойки ссылаюсь на ст. 353 ГК РК. Будет ли считаться правомерным направить Претензия по ватсап, если имеется вероятность, что Претензия не дойдет до получателя также, как предыдущее уведомление.
Здравствуйте, Асель!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1) Правомерно ли будет применить 0,1% до 17 января?
2) Как лучше оформить Претензию, чтобы удалось взыскать 50% и неустойку?
После длительного анализа Вашего дела, мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.
Во-первых, для лучшего понимания Вашей ситуации, следует знать, что на основании статьи 353 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) и пункта 5 статьи 35 Закона РК «О защите прав потребителей» (далее - Закон), размер неустойки расчитывается двумя способами: 1) исходя из базовой ставки Нацинального Банка РК, по формуле (сумма задолженности) (базовая ставка) (дней просрочки)/(дней в году) = неустойка, например, 300 000 тенге (сумма задолженности)*15,25%(базовая ставка)*30 (дней просрочки)/365 (дней в году)=3 760 тенге-неустойка. 2) 1% от стоимости работы или услуги за каждый день просрочки.
Базовую ставку Национального Банка РК, на основании статьи 353 ГК РК, вы имеете право выбрать как на день исполнения обязательства, так и на день предъявления иска, то есть на личное усмотрение.
Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, вы можете использовать любой вариант из указанных, оба варианта допустимы законодательно, однако, поскольку Закон «О защите прав потребителей» является специальным законом, регулирующий правоотношения между потребителем и исполнителем, мы советуем вам руководствоваться непосредственно им.
Отвечая на второй вопрос, согласно статье 35 Закона при обнаружении недостатков вы вправе по своему выбору потребовать:
1) безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге);
2) соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу (оказанную услугу);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги);
4) возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право потребителя устранять их предусмотрено в договоре.
Советуем вам оформлять претензию согласно данной статье.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона, недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором. Вы упомянули, что 6 декабря 2024 года направили уведомление ИП, чтобы недостатки были устранены.
В таком случае, неустойка будет исчисляться с 16 декабря 2024 года, согласно пункта 5 статьи 35 Закона, за нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги), а также за нарушение сроков устранения недостатков работы (услуги) исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан.
При подготовке ответа мы основывались на том, что выполненные работы были завершены в установленный договором срок и приняты Вами соответствующим образом (согласно договору).
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Данкина Татьяна