4/1/2024
ID 2719
Вопрос от: Никита

Добрый день! Приобретаю новый автомобиль в Хендай центре. Оплатил, получил номера - машина по документам моя. При выдаче авто с салона обнаружил дефект на бампере (стерли краску 5 см) Автосалон хочет, чтоб я забрал машину и ждал деталь новую (неизвестно сколько) и подписал акт выдачи, где они укажут дефект и по гарантии якобы поменяют. Авто в таком состоянии я отказался принимать. Подскажите как быть? как можно наказать дилерский центр.


Договоры, обязательственное право
Защита прав потребителей
Специалисты юридической клиники КИМЭП
Ответ:
Здравствуйте, Никита!

Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы:
1.Несет ли автосалон ответственность в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств?

2.Какие действия следует предпринять, если автосалон не исполнил обязательства надлежащим образом?

1.Несет ли автосалон ответственность в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств?

Согласно ст.406 Гражданского кодекса (Особенная часть) Республики Казахстан № 409-I от 1 июля 1999 года (далее - «ГК РК»), по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Таким образом, автосалон обязуется передать товар Вам, а Вы обязуетесь принять товар и выплатить его стоимость.

Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что оплатив и получив все необходимые документы по закону, Вам осталось только забрать машину из дилерского центра и подписать акт о приеме-передаче. Тогда, приехав в автосалон, Вы обнаружили дефект на бампере и, соответственно, Вы отказались забирать машину.

Важно отметить, что согласно п.1 ст.422 ГК РК, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору.

Более того, согласно ст.455 ГК РК, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе осуществить действия, предусмотренные ст.428 п.1 ГК РК:

1.соразмерного уменьшения покупной цены;

2.безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

3.возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;

4.замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору;

5.отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Таким образом, Вы вправе потребовать замены товара или отказа от исполнения договора.

2. Какие действия следует предпринять, если автосалон не исполнил обязанности надлежащим образом?

В случае неудовлетворения Вашего требования автосалоном, Вам следует подать обращение (жалобу) в Департамент по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан по месту Вашего жительства (далее - «Департамент»). В обращении нужно указать Вашу контактную информацию и суть нарушения Ваших прав.

Далее, в случае не урегулирования спора Департаментом, Вы вправе подать иск о нарушении обязательства, согласно ст. 349 ГК РК, в районный суд по месту нахождения ответчика - автосалона.

Согласно п. 2 ст. 148 и п.1 149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-V от 31 октября 2015 года, в иске должны быть указаны:

1.наименование суда, в который подается иск;

2.фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, местонахождение, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;

3.фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;

4.суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;

5.обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;

6.сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;

7.сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (Обращение в Клинику и Департамент);

8.цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

9.перечень прилагаемых к иску документов.

К иску прилагаются:

1.копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;

2.документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3.доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

4.документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

5.документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;

6.документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались.

Таким образом, автосалон несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, если договор между автосалоном и Вами устанавливает обязательные стандарты качества товара, которые не были выполнены. Рекомендуется урегулировать вопрос требованием о замене автомобиля в виде письменной претензии к автосалону. В случае не урегулирования спора в досудебном порядке, Вам следует обратиться в Департамент по защите прав потребителей. Если проблема не разрешится, Вам следует подать иск в районный суд о нарушении обязательства.